Личный опыт в обучении

Разговоры про личный опыт и его связь с обучением  как-то особенно плотно окружают меня последние пару недель. На сайте уже довольно давно лежит статья про учителя и личный опыт, и сейчас я чувствую потребность ее дополнить.  

 

В моем окружении ярко присутствуют 2 противоположных точки зрения на вопрос допустимости использования личного опыта в обучении.

В первом случае люди из моего окружения обоснованно говорят о том, что делиться и передавать можно лишь те знания, которые прожиты и подкреплены личным опытом. Вторая точка зрения говорит о том, что опыт чаще всего слишком индивидуален и в конкретном случае от человека, наделенного экспертным статусом, значительно чаще приносит вред, чем пользу. 

Обе точки зрения аргументированы, обе - транслируют авторитетные для меня люди. 

Я терялась в этом вопросе и давно уже пыталась разобраться.

Я вижу, насколько экологично с точки зрения запроса и границ компетенции работают нормальные консультанты (оговорюсь, что речь именно о нормальных - о тех, кто в курсе, что такое границы, и строго их блюдут, работают по запросу и верят, что консультация - это совещание двух экспертов для решения конкретной ситуации — для меня это обычно и это норма).

С другой стороны, я вижу, насколько оправданно ругают консультантов, которые узурпируют знание и используют свой авторитет. Я знаю, как трудно оставаться в границах и не прибегать к этой волшебной палочке власти. 

Однако также я вижу, насколько чужой личный опыт помогает для решения своей ситуации и насколько это важно разговаривать с человеком, который пережил подобное, а не читал в книжке. Однако вопрос экологичности стоит и тут. Как именно делиться своим личным опытом? Как боец спецназа с новобранцем? Или как мастер и ученик? Или просто как две мамы на разном этапе похожих историй? Дает ли прожитый и пережитый опыт ту же «власть» и «авторитет»?  - мое ИМХО, да, дает. И вопрос, использует ли его человек. И если использует, то это так же неэкологично и ненормально, как и в случае с консультантом,  который давит бумажкой. 

Я видела, насколько прекрасно может помочь человек, уважающий экспертность того, кто пришел к нему за помощью, даже без опыта, просто имея теоретические знания. И видела, как прекрасно опыт работает при тех же условиях уважения.

Но пока не знаю, как и надо ли влиять на тех, кто давит своим авторитетом, и здесь неважно сертифицированный ли это консультант или нет.

 

До новых писем.

Женя.


 

Ссылки по теме:

"Сопровождение"

"Учитель и личный опыт" 

"Методы достижения целей: секреты и особенности"