Я часто оказываюсь в ситуации, когда меня, как молодую маму, учат, как надо растить ребенка. Раньше эта позиция казалась мне правильной. Ведь действительно ученичество и наставничество сопровождало любое ремесло или знание в прошлом. Затем на смену обучению «из рук в руки» пришли институты и система, которые взяли лучшее от мастеров и упаковали в единую программу. Познавая мир за партой, от экспертов и учителей, я думала, что все области жизни именно так и надо познавать. Однако, в противовес «наукам», материнство и родительство во все времена оставались семейным делом. Эти знания передавались от матери к дочери. Эта схема прекрасно работала до попыток внедрить в эти отношения систему и унифицированных специалистов.

После признания главенства специалистов возможность передачи знаний и умений от матери к дочери во многих семьях угасла. Лично я как дочь, не очень доверяла маме в этом вопросе. Ее компетенция казалась мне сомнительной и недостаточной для того, чтобы меня учить. Хотя я честно слушала, что мне говорили. Маме также было трудно. 

Согласитесь, сложно научить дочь взаимодействовать с младенцем, если своего опыта нет, ибо дочь много времени проводила в яслях, детском саду и школе?

Окунувшись в материнство, приобретя опыт, отучившись «материнским искусствам» у специалистов - грудному вскармливанию, слингоношению, высаживанию, теориям по воспитанию - я заметила, что есть разные методы помощи молодым мамам. И самым критически важным оказались отношения между молодой мамой и тем, к кому она пришла за помощью. Вариантов было много, например: мастер и учитель, мать и дочь, священнослужитель и верующий, профи и дилетант. Такие отношения отличало наличие иерархии, когда явно видно главенство. Но мне запало в душу, что не всегда эти отношения должны быть такими, есть вероятность встретить и общение двух равных специалистов. Когда за мамой признается ее экспертность в области знаний своей жизни, принципов и своих потребностей, а за помощником – знание возможных вариантов развития ситуаций, с которыми обратилась мама, и способов влияния на них.

Я не говорю, что этот вариант общения между мамой и специалистом - единственно верный, ибо способов воспитания, становления и жизни – огромное множество. Важно, что каждый может выбрать тот, который ему комфортнее и ближе.

А теперь собственно о сопровождении. Так как явление пока достаточно новое, то в название каждый вкладывает свой смысл. Мне близок подход, который придумала, сформулировала и использует в своей группе Людмила Санатриева. 

Вот ее описание процесса:

«мне нравится мое взаимодействие с родителями называть "сопровождением". Во-первых, приставка "Со", она о многом ценном для меня. Это и со-творчество, и со-чувствие, и со-организация, и со-впадение, и со-причастность, и со-переживание.

Мне эти "со" очень важны, потому что в своей работе я не люблю пребывать в сверхпозиции, которой грешат работники различных систем и служб. Также я не желаю переноса себя в родительскую позицию, хочу при взаимодействии оставаться в своем теле-своих чувствах-своих мыслях, но выстраивать контакт в том пространстве, которое между мной и другим родителем, и как раз там и обитает это "со", в котором так много смыслов.

Вторая часть слова - провождение. От "проводник". Я - тот, кто проводит от того берега, где одно наполнение и задачи жизни, к другому, к родительскому. "Проводник" - тот, кто уже знает "местность", у кого есть опыт собственного хождения по тропе, и кто уже водил других и приводил, куда надо, причем надо не себе, а идущему.»

 Сопровождение шире, чем популярный сейчас «лайф коучинг». Сопровождение включает работу специалиста – консультанта. Можно назвать сопровождающего «интерактивным информ-бюро», которое выдает информацию по вашему запросу и чуть шире, чтобы предупредить вас о возможных вариантах развития событий. Такая помощь позволяет достаточно быстро вникнуть в суть и нащупать свой подход. Для меня обретение мамой уверенности в ее решениях – основная задача того, кто берется сопровождать. Также я ставлю в сопровождении акцент на ответственности и признание за мамой ее взрослой позиции. И конечно, уважение всех разнообразных решений, которые могут быть приняты.

 Сопровождение позволяет предвидеть возможные варианты, в том числе и замену опыта предыдущих поколений, преемственность которого иногда нарушена, например, вмешательством системы. 

 Сейчас интернет делает людей ближе, и не важно, где именно живут два человека. Сопровождать можно удаленно, что делает возможность выбора помощи шире.

Деньги при оплате сопровождения позволяют соблюсти баланс  и отблагодарить чужой род, если опыт близких людей по какой-то причине не подходит.

 Сопровождение помогает:

  •  Найти проводника
  •  Избежать распространенных ошибок родительства
  •  Обрести уверенность в своих решениях
  •  Наладить отношения с родителями из взрослой позиции
  •  Найти свой способ воспитания среди многообразия вариантов
  •  Получить поддержку без оценки своих действий

 Я наблюдаю за тем, что делает Люда, читая ее посты, и отстраиваю многое в себе. Учусь у нее и бесконечно ей благодарна за то, что она делает. Рекомендую знакомым читать то, что она пишет

Есть области, в которых я тоже выступаю в качестве проводника, есть области, в которых пока не чувствую себя достаточно компетентной. Но подход без сверхпозиций мне оказался очень близким, и хотелось бы, чтобы о таком способе взаимодействия между взрослыми знали больше людей. 

 Евгения Неговорова, январь 2015

 JanBi


Ссылки по теме:

"Социальное докозательство"

"Живой" или "мертвый"... текст"

"Эмпатия"