В данной заметке хочу поговорить про личный опыт. Стоит ли им делиться или активно интересоваться чужим личным опытом? Во избежание недоразумений уточню, что все написанное в ней, сугубо мое личное мнение. Если вы думаете иначе – это прекрасно! Буду рада Вашему мнению в комментариях.

 

Сейчас множество вебинаров, семинаров, встреч и тренингов. Зачем туда идет большинство людей? Зачем ходите туда Вы?

Сегодня я расскажу об одной из достаточно частых причин, по которым идут на такие мероприятия, - личный опыт

Какие вопросы задают лекторам? Часто спрашивают про личную ситуацию. Самый правильный ответ, на мой взгляд, – напомнить, что все ситуации разные и только сам человек, который находится внутри ситуации и обладает полнотой информации о ней, знает, как ему будет лучше. Но чаще спрашивают так: «а как сделали вы? а как вы добились того или иного результата? а что вы для этого изменили в себе? а что вы изучали/прочитали/посетили?» На такой вопрос труднее переадресовать человека к себе. Вопрос конкретный и ясный.

Люди часто ищут волшебные ключи, которые подошли кому-то для решения вопроса и надеются, что этот ключик подойдет и им или хотя бы  поможет создать на его основе что-то свое.

Личный опыт – это то, чем приятно делится, то, где мы - абсолютные эксперты. 

Лектор, рассказывая о своем личном опыте, получает много бонусов.  Вы видите, чего он достиг, вы пришли его слушать как знающего, умного человека, а значит - ВСЕ, что он делал, было правильно. Ну, или почти всё. 

Вера в себя и самооценка растут, когда мы рассказываем о том, что нам пришлось пережить, будь то успехи или не удачи - неважно. Это наш опыт и наша заслуга, а если есть благодарные слушатели, которые с удовольствием слушают и готовы задавать вопросы – то, естественно, растет и самооценка сказителя. Можно даже немножко приукрасить детали...Выставить что-то в нужном свете и под нужным ракурсом... Правильно расставить акценты... 

Тому, кто рассказывает, легко в этом случае применять психологические приемы давления, ибо слушатель сопереживает, ведь это история, рассказ живого человека, ему это близко и понятно, он легко ассоциирует себя с рассказчиком и легко включается.

Но это низкие методы, большинство лекторов этого, конечно, не применяют. 

Ага, попались? Может быть, я тоже хорошая и не применяю этих методов? Ну-ну...

Хотя стоит отметить, что большинство лекторов используют методы давления не осознано, просто потому что им важно, чтобы их слушали. Работают на опыте, интуиции и практических навыках, не особенно разбираясь, что именно за приемы применяют, и какие могут быть последствия. Отчасти, возможно, это их оправдывает.

Личный опыт - это наши воспоминания, рассказы о нас, прекрасных, чудесных, в меру наивных, но все эти наши решения, какими бы глупыми они ни были, они привели нас к чему-то такому, что этот опыт - слушают и пересказывают. 

 

Какие проблемы преследуют слушателей или рассказчиков, когда происходит активное транслирование личного опыта?

Первая проблема, которая, правда, возникает не всегда сразу, - это осуждение и злость тех, кому не подошел личный опыт рассказчика. Кто-то пробовал и получил другой результат, кто-то попробовал и вообще результат не получил, кто-то вообще не смог применить. Кто-то пробовал уже давно аналогичное и выяснил, что для него это губительно, а ему снова это советуют... Хотя!! Ему  не советуют (это важно понять) -  с ним делятся ЛИЧНЫМ опытом. 

Еще одна проблема, связанная с личным опытом  это то, что рассказывая о событиях, решениях, ситуациях, человек заново их проживает, переживает, ему открываются новые смыслы, он по-новому смотрит на свою ситуацию и делает из нее новые, свои выводы. Часто они озвучиваются как выводы из ситуации в целом. Его выводы для ЕГО ситуации.

Именно эти выводы становятся знаковыми на этой встрече, хотя это лишь небольшой кусочек, который прошел рассказчик, и, возможно, слушатели находятся совершенно на другом этапе.

И наиболее яркая проблема – это эмоции. Когда человек делится личным опытом, который еще не прожит, не принят до конца и полностью, кода остались незакрытые проблемы – сожаления, чувства вины, переживания, когда ярко звучит  мысль что «Ах, вернуться бы и переделать!» - тогда на слушателя взваливается достаточно большая нагрузка. Энергия начинает течь не от лектора, учителя к ученикам, а наоборот. После такой встречи слушатели могут уйти с чувством усталости или даже использованности. Так как за рассказчика, который рассказывает о чем-то личном, сокровенном, переживаешь даже невольно. И не всегда с согласия слушателя это происходит.

 Вспомните, что происходит с вами, когда вы встречаетесь с энергетическим вампиром? Или с подружкой/родственницей, чьи взгляды немного расходятся с вашими взглядами, но чувство долга требует помочь/выслушать/поддержать/проявить сочувствие и сопереживание. Насколько это затратно для «Жилетки»? Такое встречается и на встречах, где есть «Говорящая Голова». После такой встречи легко выйти не с чувством легкости и зарядом энергии, а опустошенным. Радует, что в большинстве случаев это ограничивается прокручиванием в голове воспоминаний чужого человека и попытками придумать решение для него, помочь. Под эгидой того, чтобы  не повторить самой, намотать на ус или не наступать на чужие грабли… если вас цепляет личный рассказ лектора, если вам созвучны его переживания, проблема может быть не только в вас. Еще раз скажу, что большинство делают это неосознанно. Личным опытом хочется делиться, но ответственность, которая приходит вместе с правом вещать и быть услышанным, осознается и берется не всеми.  Да, опытный лектор  не прибегает к личному опыту и действительно зеркалит вам ваши состояния. Человек, который не прожил еще свой опыт, легко может попытаться повесить его на слушателя. Хорошо, что все-таки происходит это не так часто. Обычно к таким лекторам не ходят повторно… 

Эта проблема подстерегает тех, кто не готов, чьи границы еще не отстроены. Кто плохо отделяет себя от мира, легко включается, постоянно переживает о других, забывает о необходимости заботиться о себе. Это работает в обоих направлениях. Лектор без границ – так же легко включается в проблемы слушателей, долго ищет для них решение даже после встречи. Правда так же  эта ситуация – прекрасный тренажер, чтобы отстроить свои границы и начать отделять лично себя от мнения окружающих, их чувств, эмоций и проблем. 

 

И напоследок, чтобы все было не так печально.

Чей личный опыт слушать может быть опасно:

  • Врачи, специалисты, эксперты, консультанты - для них делиться личным опытом - табу и признак непрофессионализма.
  • Лектор/учитель, которого вы видите первый/второй раз в жизни и не знаете о нем подробно и от первого лица - тут можно попасть в ловушку и начать следовать не принципам учителя, а конкретным способам решения его конкретных проблем, забыв,  что ситуации - разные
  • Лектор, который читает свои лекции на большую аудиторию. Личный опыт - подойдет максимум 10% людей, он не предназначен для вещания на большую аудиторию. В виде исключения можно назвать "жития святых"... Но, согласитесь, трудно услышать их из первых уст...

 

Чей личный опыт, на мой взгляд, может быть полезен и безопасен:

  • Сестры/подруги - человека, который вам равен. В том взаимодействии легко услышать своих тараканов, найти что-то важное для себя лично, получить ответные бонусы от подруги.
  • Учителя, наставника - с которым вы общаетесь лично, о ком знаете достаточно много, подробно и долго. Важно, чтобы человек осознавал ответственность, был вашим наставником, а не абстрактным лектором. В этом случае вас своевременно обеспечат «волшебным пенделем» и в меру поддержат на вашем пути.
  • Родителей (мамы, папы, бабушки, дедушки и далее) - так как это история вашей семьи. Опыт этих людей помогает разбираться в родовых сценариях, воспитании, семейных тараканах и видеть повторяемость проблем.

Евгения Неговорова, июнь 2014.

JanBi


Ссылки по теме:

"Личный опыт в обучении"

"Экологичность коучинга"