Многие из вас знают два метода изучения чего-либо нового или достижения результатов в каком-либо деле: погружение и маленькие регулярные шажки

Обычно метод погружения преподносится как более эффективный и простой. Однако так ли это для вас?

 

Возможно, прочитав отличия и особенности, вы сможете лучше для себя понять, что подходит именно вам в конкретной ситуации. 

Метод погружения предполагает концентрацию на одном деле, выделение достаточного времени для выполнения дела и работу в ситуации «пока не закончу проект - не отвлекаюсь». Минутки отдыха включают удовлетворение минимальных физиологических потребностей и часто не позволяют выключаться из процесса. Бывает, погружение случается само собой, когда вы вдруг обнаружили, что эффективно, весело и увлеченно работали несколько часов подряд, или обнаруживаете, что уже неделю занимались в основном только одним делом, отвлекаясь только на еду и сон. Обычно это внезапно обнаруживается, когда проект завершен. Сжатые сроки, результат на высоте, согласитесь, это прекрасно и хочется, чтобы всегда было так. 

Также метод погружения часто рекомендуют для подготовки к экзаменам, которые надо просто сдать. Многим школьникам на домашнем обучении подходит метод погружения в предмет, когда они в течение года не каждый день учат по несколько предметов сразу, а месяц занимаются одним, потом месяц другим, потом третьем. Такие методики дают ощутимые результаты. Противники метода могут говорить о том, что такой результат не стойкий, но это совсем не всегда так. Стойкость результата зависит от того, будете ли вы применять и использовать полученные знания и умения в дальнейшем,  а не от скорости изучения. Даже если вы очень медленно учили что-то, но потом не применяли вовсе - вы достаточно быстро забудете полученную информацию. Погружение может быть на час-день-два-неделю-месяц-год...  и обычно подразумевает погружение до окончания проекта или этапа проекта. 

В противовес методу погружения существует метод переключения, когда сразу много дел делается одновременно. Вариации метода также включают длительность, глубину и количество процессов. Например, можно делать одномоментно несколько дел: разговаривать по телефону и гулять с детьми, мыть посуду и обсуждать с мужем план, слушать вебинар и вязать заказ, писать статью и принимать ванну для ног. Это дела, которые легко совместить, для их выполнения нужны разные органы нашего тела.

Если же речь идет о совмещении дел, для выполнения которых нужны одни и те же «инструменты», то вариантом становится их чередование, что дает продвижение небольшими шажками в каждом направлении. Вышивать одну нитку, затем писать статью 20 минут. Или рассказывать сказку и объяснять что-то по телефону – по очереди. 

Можно прочитать все сказки, которые есть в доме, а потом сказать: «Все, детки, теперь я буду разговаривать с другими людьми, а вы подождите следующей сказки…» Год? Два? Сколько займет полный круг всех ваших последовательных дел?

Сколько у вас дел, которые требуют что-то написать? Сколько дел, которые требуют тишины? Сколько дел, которые требуют интернета или времени, когда вас не отвлекают? У многих эти дела бесконечны, особенно у мам. Их количество и продолжительность - никак не ограничены сверху, их невозможно закончить полностью в обозримом будущем. 

Но ведь хочется же! Время уделить и мужу, и детям, и себе и отдохнуть, и приготовить, и убраться, ну, или потратить время на то, чтобы найти уборщицу и/или няню и контролировать их работу.

В этой ситуации метод переключения работает эффективнее, так как погрузиться в процесс до победного конца просто нет возможности. А если ее нет, можно сдаться, а можно использовать эффективно то, что доступно.

Во-первых, можно и нужно сократить часть проектов, что сделает достижение остальных более реальным. Для этого можно составить примерный список всех ваших сфер деятельности и выделите наиболее важные. Вычеркните те, что не важны вообще. Возможно, у вас останется на них время, а возможно, появится что-то более интересное.

Далее, после того, как вы выделили все ваши проекты - будь то уборка дома, отношения с мужем, занятия с детьми, рукоделие, чтение специальных книг или давно желанный специальный отдых или обучение - проранжируйте их. Мне удобно ранжировать в процентах, в зависимости от важности и требуемого времени. Получается, что 100% -  это все ваше время, и например 10% -  это уборка, 30% - дети, 45% - личное развитие, включающее несколько сфер. Дальше, уже исходя из примерных цифр, выстраивайте свой план действий к достижению цели.

Я, к примеру, люблю и хочу вышивать. К сожалению, с маленькими детьми вышивка мне давалась крайне трудно... Иголка, схема, пяльца - все это достаточно привлекает детей и в тоже время не очень им подходит для игр. Вариант выдать детям такой же набор у меня не прокатил. В итоге сначала я вовсе отказалась от идеи закончить когда-нибудь уже начатые работы. Но, посмотрев внимательно на свои приоритеты, я поняла, что мне это важно. Мне это нужно, я хочу. Значит надо найти способ уделить этому время. Я решила, что хочу закончить картину за год. Я посчитала число ниток в схеме – выяснилось, что если я буду вышивать по 1 нитке в день, то как раз за год (или меньше) и закончу (это был набор, поэтому я просто сосчитала вложенные в органайзер нитки). Всего лишь одна нитка в день! Это 10-12-15 минут. И я смогла найти эти 12 минут. Найти 12 минут в ежедневном расписании с детками оказалось не так трудно, как "найти время на вышивку" или "найти время на "вышивку целой картины". Осталось дело за малым: организовать пространство так, чтобы я не тратила из этих 12 минут 8-10 на раскладывание рабочего места... Вышивка хранится у меня в секретере, рядом лежит схема, пяльца, нитки и иголка. Я просто открываю секретер, сажусь, беру все необходимое в руки и вышиваю. Горячий старт! – для меня это оказалось ключевым моментом для жизнеспособности метода. Завершив вышивку, я обрезаю нитку, втыкаю иголку в канву и закрываю секретер. На раскладывание и уборку рабочего места у меня уходит менее 10 секунд. Если нет секретера, это могла бы быть коробка или сумка для вышивки, которая может жить на шкафу... Подумайте, как вы можете себе организовать доступное рабочее пространство и "горячий старт".

Так можно поступать и с любыми делами. Пишите статью? Сохраняйте нужный файл или папку с ярлыком на рабочем столе, а не копайтесь несколько минут в недрах проводника.

Однако есть важный нюанс: если у вас рядом играют дети - не гонитесь за параллельным выполнением дел. Да, можно чистить картошку и разговаривать по телефону. Но, если рядом есть дети - вы рискуете. Дети будут отвлекать. А у вас помимо мокрых рук еще и телефон прижат ухом... Дети - это параллельное дело, которое надо считать делом всегда. Да, они, казалось бы, играют рядом сами и вас не трогают... Но если вы заняли все свои возможности, а дети неожиданно потребуют внимания? Если дело не занимает вас полностью и у вас есть возможность ответить ребенку:  "да, милый, вижу!", "да, сынок, прекрасная картинка", "малыш, это цифра 5", "аккуратнее!", "детки, тише-тише! играйте мирно!" – то чаще всего вы просто не заметите, как вы это скажите.  Но если вы используете себя полностью в данный момент и не можете ни голосом, ни рукой остановить или погладить малыша - неожиданность может поджидать вас в любую минуту. Обычно это сильно выматывает... Потому что легко недооценить такую нагрузку, когда она незаметна. Но работать на 100% и на 110% - это огромная разница. Значительно заметнее, чем 90 и 80 или 90 и 100. Оставляйте ресурс на детей, не хватайтесь за дела, которые без учета детей занимают вас почти на 100 % при параллельном выполнении. Вы же не хотите, чтобы лук с морковкой подгорели, пока вы резали картошку, просто потому, что вы не учли, что помимо нарезки картошки вам надо будет еще и отвечать на вопросы, доставать сок и переодевать памперс?

Итак, метод быстрого переключения дает возможность продвигаться по всем своим проектам небольшими шажками, зато регулярно, да, не так быстро, но вы сможете, используя этот метод, достигнуть многого. Погружаясь в одно дело, можно годовую программу изучить за месяц-неделю-два дня – используя же метод быстрого переключении, можно получить результаты за несколько месяцев-год, а то и больше. Но согласитесь, это лучше, чем ничего?

Итак, вы составили список своих проектов-сфер и определились с их значимостью и трудозатратами. Дальше – подумайте, как все лучше организовать. Выделите ключевые потребности для сфер. Где нужна тишина, где нужны свободные руки, где нужен компьютер? И подумайте, как  это можно совместить? Если дело очень важное и требовательное к условиям - выделяйте ему время первым. Делам со спорной важностью оставляйте время по остаточному принципу. Не привязывайтесь ко времени, привязывайтесь к условиям. Например, тишина у вас может наступить неожиданно: вдруг пришла бабушка и забрала детей гулять. Ура! Вы знаете наиболее приоритетное дело для этих условий. Вы не знаете, как долго они будут гулять? Да ни вопрос! Вы знаете, сколько времени у вас выделено, время закончится - вы просто спокойно перейдете к следующему по приоритету делу. 

Еще один бонус от такого выполнения дел – это отдых. Если у вас много проектов и они отличаются нагрузкой, сферами, видами (интеллектуальная, физическая, эмоциональная, духовная работа), то, переключаясь между ними, вы будете к тому же отдыхать.

Да, очень грустно, когда вроде осталось совсем чуть-чуть... Но вы видите, что в сегодняшние выделенные минуты вы не успеваете это сделать. Подумайте, а сделали бы вы это когда-нибудь вообще? Смогли бы добиться этого быстро и сразу, не откладывая результат? Кто бы при этом пострадал: вы, ваши дети, муж или кто-то еще очень важный? Вы так долго к этому шли и так долго ждали результата, что неужели еще один день это критично? Хотя иногда можно сделать исключение :) 

Переключение между проектами дает дополнительный отдых и наполняет вас разными видами энергии. Если вы делаете разное - это наполняет вас и показывает окружающим, что вы развиваетесь всесторонне - именно это имеют в виду люди, когда говорят: "Ты столько всего успеваешь!"

 

Итак: необходимые моменты для эффективного применения метода переключения:

1. Четкое понимание, что и сколько делать

2. Спланированная организация дня, понимание, в какие моменты, что вы делаете. 

3. Привязывание дел к условиям, а не ко времени.

4. Расстановка приоритетов при выполнении дел.

5. Регулярность!

6. "Горячий старт"

Также дополнительно могут облегчить жизнь: таймер, список дел, чек лист, примерный расчет окончания дела при текущей скорости продвижения и… 

И еще один момент, который хочется выделить жирным и красным! Не доводите дела до состояния "срочно надо прямо сейчас!". Делайте заранее. Помните о "буферном времени". Та самая незаметная нагрузка, состоящая из ответов на вопросы, помощи, воспитания деток, в самом прекрасном варианте требует 25% времени. А обычно вообще 40%. Если вы знаете, что на дело нужно 2 часа работы, заложите на его выполнение 3 часа и сделайте в те промежутки, которые смогли выделить. Совсем необязательно они будут подряд. 

Действуйте исходя из вашей ситуации. Если у вас много проектов и вам хочется продвигаться по всем - это реально, просто результат может наступить отсрочено во времени, но он обязательно будет. Будет - это лучше чем отказаться вовсе. Однако хочу еще обратить внимание, что если ситуация уже "срочная", то этот метод не подойдет. Нельзя вышивать по 20 минут в день, если до окончания работы надо 6 часов вышивки, а дарить завтра. Ложка хороша к обеду;)

Но если сроки позволяют - попробуйте и этот метод тоже. Вдруг в вашей ситуации он снизит нервное напряжение, подарит свободу, отдых и уверенность в себе. Это ваша жизнь!  Делайте :)

 

Пы.сы. Лично я больше люблю метод погружения, считаю для себя лично его более предпочтительным, более выгодным. Мне кажется, что я много теряю в момент переключения, я долго включаюсь в новое. Но сейчас, когда основная моя работа - это мамство, метод погружения не доступен мне в полной мере, поэтому сейчас я выбираю для себя метод переключения, но надеюсь и жду, что скоро мне снова станет доступен метод погружения, а пока использую максимум текущих возможностей.

Евгения Неговорова, октябрь 2014

JanBi


Ссылки по теме:

"Разное время"

"Поддержка, которая приходит сама"

"Цели и достижения"