Это была наша первая экскурсия, всей нашей большой компанией. И единственная - куда мы поехали все вместе. Наш максимум. В маршрутке было 22 ребенка и 10 мам.

Это была отличная поездка, несмотря на некоторую усталость - мы отлично ее пережили.
Подготовились мы к ней за пару дней. Нашли машину, которая согласна была всех нас отвести. Опробовали, что мы можем перемещаться с детьми на маршрутке, съездив в ближайщую Пицунду.
Купили яблок в дорогу.
И поехали.
ДОрога была легче, чем я готовилась. Оказалось, что на двух местах мне с тремя детками - весьма комфортно. Особенно если на коленях не младший, а старший. (Младший ребенок желал сидеть сам у окна, а старший был не прочь посидеть на коленках)
В маршрутке было не сильно шумно, но немного душно. спасали открытые окошки.
По дороги мы смотрели в окно, большую часть водопадов (а их по пути несколько) мы проехали, не останавливаясь, планируя посмотреть на обратном пути.
Остановились у голубого озера.
Самого озера я не увидела, видела только одну речку, впадающую в другую. Но вода в ней действительно была голубой и прозрачной.

Было много туристов, много зазывалок "фото с павлинами/лощадьми/разными птицами/обезьянами", но и посмотреть было что.
Отвесные скалы, бурная речка и впадающая в нее кристально голубая вода. ледяная при этом.
Сфотографировались всей нашей компанией, по очереди, "по-семейно" и поехали дальше, накормив детей яблоками.
Водитель уже на этом этапе немного напрягся "продолжительностью 10-минутной остановки".
Мы ехали по туристическому маршруту, он регулярно по нему ездил и остановки - это нормально. У обычных туристов действительно уходит не более 10-15 минут на то чтобы посмотреть на голубую воду и сфотографироваться на ее фоне. У нашей же компании ушел почти час. Пока смотреть, пока собраться для общего фото, пока поесть яблоко, пока вытереть детей от него, пока зайти в туалет и отвести туда детей...

Дальше мы остановились в каменном мешке.
Расщелина между гор, по которой идет дорога. Немного лавочек, бурлящая речка, туристы и предложения фотографий с филинами или лошадьми... Сначала твоего зазевавшегося ребенка туда сажают, потом кричат "мама! фотографируй! фото-фото!", потом требуют денег.
Мы не дались.

Дальше было само озеро Рица.
Оно находится высоко над уровнем моря, в окружении гор. По нему катаются на катамаранах и лодочках. Вокруг расположены кафешки и сувернирные лавочки.

Мы быстренько распределились и обежали имеющиеся кафе на предмет "где покормить детей".
Оказалось что цены и ассортимент лучше всего в том кафе, где еще и самый лучший вид, и которое ближе всего к озеру и нам... Нам быстро принесли наши заказы и мы поели. Вкусно и не очень дорого, хотя порции были сильно меньше чем обычно...
Дальше мы решили покататься на катамаранах... Но не сложилось. Без мужчин и с таким количеством детей, нам это сделать не разрешили. Даже когда мы сказали что поедут только две мамы с тремя взрослыми детьми - сказали нельзя. Нужен мужчина чтобы управлять катамараном, так как женщины будут смотреть за детьми. Отмазка была не очень логичной, на соседних катамаранах были дети... но наше количество детей напугало сильно и они пошли в жесткий отказ.

Потом мы стали собираться к автобусу, чтобы ехать дальше.
Собирались не быстро... пока сфотографировались, пока поели мороженое, пока посмотрели.....
Меня поразило, как , с каким перепадом, вода из озера устремляется в горную речку. Гладь озера, по которой катались катамараны была ровной и спокойной. затем была линия с буйками, после которой вода буквально наклонялась и устремлялась вниз, с огромной скоростью и огромным потоком.

После мы объехали озеро и остановились на еще одной стоянке - у места где в озеро впадает одна из горных речек. Мелкая, ледяная и очень быстрая. Дети покидали камушки, походили босиком. Малыши поползали по земле, детки постарше извазюкались в грязи... их отмыли в холодной воде.
Там же я увидела насколько сильно меняют цвет кроксы моих сыновей (у них модель, которая меняет цвет). От спокойного желтого в обычной жизни, до ярко-ярко синего в этой ледяной воде на солнце.

И поехали обратно. По пути назад - была всего одна остановка, на смотровой площадке, где вышли из маршрутки не все. Все водопады мы проехали мимо. Устали и дети и водитель и некоторые мамы.
Приехали домой мы уставшие но довольные. Вся поездка обошлась нам в 850 р на семью + еда в кафе, где мы кормили детей. Из этих 850 р - 350 это экологический сбор, за въезд в заповедник, где находится озеро. Дети до 10 (или 12?) лет бесплатно.

Часть детей за этот день спали в маршрутке, часть - нет. Заняла поездка практически весь день, приехали мы к ужину.