О самой болгарии

2. Болгария

Собственно, в самой Болгарии мы пробыли восемь недель. Из них две недели с мужем и шесть недель без него. За эти два месяца дети успели очень соскучиться по дому: по папе, бабушкам и по игрушкам. А я успела соскучиться по тому, что «все под рукой» и возможности «не смотреть, что дети делают в соседней комнате»

2.1. Жилье

Жили мы в частном отеле. Там таких очень много, как, наверное, в любом курортном городе. Хозяева сдают комнаты-номера прямо в своем доме. Конкретно Обзор – весь такой, какое-то жильё сдаётся везде. Условия примерно одинаковые, и цены тоже. Также есть береговая линия с настоящими отелями и многоквартирными домами. В основном домики в Обзоре — в два-четыре этажа, а сдаётся, наверное, 95% площади. Хозяева ютятся весьма скромно, пока сдают что-то отдыхающим.
Мы снимали двухместный номер с одной кроватью. В номере обычный набор мебели и бытовой техники – кровать, тумбочки, стол, холодильник, шкаф, зеркало и ванная комната с туалетом, раковиной и душем. Причем включенный душ льется на раковину и туалет — это там стандартно. У нас еще довольно просторно было, то есть пол в ванной – единый, душевой кабины нет.
Нашли мы жилье с помощью Даши и Вали, которые приехали туда же на день раньше нас. А они нашли на форуме littleone.ru по отзывам. И забронировали на два дня, чтобы убедиться, что все понравится. Все понравилось, и мы остались. В принципе, если бы не понравилось – легко можно было бы поискать что-то рядом – свободных номеров в июне было очень много, в июле их тоже оставалось достаточно. Чем мы, собственно, и занимались, когда искали жилье для Саши, а в итоге нашли у нашей же хозяйки, так как у нее отменились две брони.
FtSnwomLiFo

2.1 Еда
Так как мне было важно, чтобы была возможность готовить самостоятельно – я ей и пользовалась.
В нашем «мини-отеле» была общая кухня, красивая и просторная, и также были еще кухни в некоторых номерах. На общей кухне – раковина, несколько конфорок, микроволновка, холодильник, место для хранения овощей, специи, тарелки, вилки, ложки, кастрюли и сковородки, миски, овощечистки, ножи и досочки.
Но у меня была мультиварка, которая стояла в номере и готовила нам завтрак, обед и ужин. Ее мы купили специально для поездки в Болгарию.
Так получилось, что на кухне, кроме нашей компании, так никто особо и не готовил. Даже в июле. Я там варила кукурузу (точнее заливала ее кипятком и все) и иногда жарила картошку или кабачки. Остальное – в мультиварке, даже кексов пару испекла.
Овощи покупали на рынке, который был в меньше чем в десяти минутах ходьбы. Свежая картошка, кукуруза, кабачки, свекла, зелень, много фруктов — в общем, есть где разгуляться. И все такое вкусное… Приходя на рынок, я покупала детям по стаканчику малины, которую они ели, пока я выбирала и покупала остальные фрукты и овощи. Хорошо, что малина прекрасно отстирывается просто горячей водой.
Меня спросили, что там было самое вкусное – отвечаю: кукуруза. Ее можно было есть сырой, сладкая-сладкая, вкуснейшая, наверняка, много где есть такая кукуруза, но я такую попробовала только в Болгарии. Ну и после тех абрикосов – наши на вкус вода водой. Собственно, как и другие фрукты.

Так же недалеко, в тех же десяти минутах, был магазин наподобие привычного нам универсама, где можно было купить крупы, мясо, выпечку, печенье и прочее. Было ещё несколько ларьков, где прямо на месте жарили свежую рыбку и морепродукты, и ларьки, где пекли свежие вкусные булочки и местные «банницы».
То есть с едой у нас проблем не было вообще.
Завтракали мы кашей или йогуртом (гречу, кстати, там купить можно, хотя мы привезли с собой). Ланч – фрукты. Обедали – в ресторане рядом с домом или овощным рагу из мульти. Ужинали – салатом, или картошкой, или фруктами — по-разному. Иногда обед был просто из кукурузы, и дети были счастливы. Кафе рядом с нашим домом было вообще прекрасное, не самое дешёвое в округе, но и не дорогое. Я с детьми ела на 8-15 левов (сумму надо умножить на 22,5, чтобы получить рубли). Вкусные супчики, обалденые грибы в масле, Косте полюбился панированный кашкавал (сыр по-нашему), Диме понравился омлет. Мясо мы там практически не ели, разве что муж ел, когда жил с нами, и Костя вроде пару раз заказывал шашлык. Сама я мясо тоже не готовила. Пару раз покупали готовую рыбку, а так жили на овощах и фруктах.
А еще там, говорят, вкусный и очень дешевый мед (не знаю — я просто вообще не любитель меда).
И есть нормальное оливковое масло (но его я тоже не ем).
И еще я привезла себе три килограмма соли (хотела больше, а муж не дал)! Настоящей морской, всего-то по десять рублей за кило.
А каждый вечер после того, как укладывала детей спать, я в одиночестве съедала дыню типа торпеды, но круглую. Небольшая дынька килограмма на два-три.

2.2 море, развлечения, парк

Конкретно море – мое самое большое разочарование там... Ну, не Средиземное оно, а Чёрное!
То есть не знаю как остальным – а мне оно грязное и холодное. Хотя если сравнивать с другими местами, где я была на Чёрном море, тут, наверное, лучшее (но я немного где была). Известных кусачих тварей тут практически не было, а в июле не стало совсем. Водорослей было мало – в основном только если штормило. Медузы встречались только в дальней безлюдной части пляжа. Иногда видели издалека дельфинов. Пляж – песчаный, камушков очень мало (а я хотела несколько килограмм гальки набрать!). Когда мы приехали, пляж как раз перекапывали, готовили к сезону: ровняли, ставили зонтики и прочее. Сезон у них начинается в июле, в июне все еще пусто. Море, на мой взгляд, прогрелось до приемлемых значений только к концу июля, да и то с большой натяжкой... но мне и 27 градусов – холодная вода, так что не сравнивайте.
Штормило достаточно часто, то есть желтый флаг (можно купаться, но без надувных средств типа матрасов и кругов) вывешивали чаще, чем зеленый, красный флаг мы видели тоже достаточно часто, причем волны при этом не кажутся огромными. Но флаг висел не просто так, мы убедились: при нас нескольких туристов вылавливали с помощью веревок, так как им самим было не выплыть к берегу.
Из ярких минусов — море достаточно глубокое сразу. Причем прямо в прибое есть некая ступенька, и, например, Диму ростом 81 см сносило волной сразу. Он всего два раза попытался зайти в воду, и оба раза я его вылавливала.
Косте в принципе оказалась безразлична глубина, он плавал в нарукавниках недалеко от берега, и даже там, где он не доставал до дна, ему было нормально. Но помимо того, что там глубоко, в море встречаются и мели, где взрослым по пояс максимум. А то и меньше. Но ступенька перед мелью все равно есть, и часто сначала глубоко пару метров, а потом уже начинается мель. Мели в течении нашего «отпуска» потихоньку мигрировали.
Если хочется запустить годоваса в прибрежную волну – то это не сюда. Дима в море так и не зашел в итоге без крика ни разу. Ни на руках, ни ногами. Только вот два дня побегал ножками по набегающей волне, и оба раза закончились тем, что зайдя в очередной раз налить воды в ведерко или помыть ручки и чуток не рассчитав, он был сбит волной. Ну, в принципе, никто не говорил, что двухлетку можно оставить один на один с морем, так что я его сразу просто подняла, он даже испугаться не успел. Костя тоже два разу умудрился почти утонуть, один раз перед мелью, думая, что пройдет, а оказалось что там глубже (а он был без нарукавников). И второй раз с мужем его с этой мели снесло, так что подтверждаю, тонущие дети не кричат, руками не машут и вообще никак не сигнализируют. Просто тонут, и их надо сразу вытаскивать, не дожидаясь, что «авось выплывет».
На пляже мы были с 8-9 до 10-10:30 и с 17-18 до 19. то есть в пекло мы туда не ходили. В итоге никто не сгорел, кремами не мазались.
Это в самом начале сезона, народу было еще мало
А это они перекапывали пляж перед началом сезона
А это вечером в середине сезона
Помимо моря в развлечениях у нас был парк. В Обзоре просто прекрасный парк (а точнее, их там несколько). Один большой – состоящий из тенистой части и солнечной, а второй – типа бульвара, но с кучей дешевых каруселей, палатками для рисования песком и варки мыла. В основном мы гуляли в большом парке, а в маленьком просто ели мороженое (туда было дальше идти, зато там был большой выбор мороженого).
В большом парке мы гуляли после моря утром часик и до моря вечером часик-полтора. Причем утром в тенистой части, а вечером сначала в тенистой, а потом в солнечной.
Там несколько площадок с качелями и горками, дорожки, на которых прекрасно кататься на беговеле, так как есть небольшой уклон, и вообще весь парк такой красивый и просматриваемый. Можно сидя на одной скамеечке следить за детьми в любой части парка. Парк небольшой, не пугайтесь. Дима там производил фурор на беговеле. Утром там почти никого не было, а вечером народу было побольше, очередь на качели.
ORJlf60D03s
Еще из развлечений – поедание мороженого, блинчиков, вафель (которые пекут прямо при тебе, как у нас) и просто прогулки по городу и набережной. Набережная там шикарна. Она тянется вдоль всего пляжа, и она ровная. Там только в одном месте спуск и подъем. С каким удовольствием Дима там катался на беговеле… и как он расстраивался, когда я говорила что все – пришли – идем на пляж… Пляж его вообще не впечатлил. Его бы воля – мы бы все время катались то в парке, то на набережной.
Он с самого приезда производил фурор среди людей, проезжая на беговеле мимо, совсем мелкий, на маленьком «Puky», опущенном на минимум, на практически прямых ногах (он был только-только 80 см ростом), но в толпе других детей на беговелах.
PUllaChKJdQ
Картина: идем по пешеходной улице вечером, народу много, все гуляют... небольшой уклон... едет Костя, поставив ноги на подножку, а за ним, так же поставив на подножку ножки, едет мелкий-мелкий шкет двух лет, объезжает людей, поворачивает... Правда, от некоторых настырных тетенек, которые пытались его поймать, уворачиваться у него не получалось, но все равно. Вставал, садился, ставил ножки и ехал не спеша дальше... Мы с мужем шли и наблюдали за этим. Это был фурор.
Кстати, еще несколько беговелов мы там видели (два или три). И многие знали, что это такое, но вот такой мелкий ребёнок производил неизгладимое впечатление.
Еще в июле открылся парк аттракционов. Недорого, но неинтересно. И всякие развлекаловки типа прыгалок или катания на лодках в фонтане – Косте и Диме понравилось.
jDPNNCSIaQg
В целом, заняться было чем. А днем мы обедали в тени, и Дима спал в номере, а Костя играл во дворике с остальными детьми или за столиком в лего.
Еще когда был муж – мы ходили в горы. Ну так, прикольное приключение. Мужу понравилось.

2.3 климат и городская логистика
В целом климат в июне – был как у нас. То есть были и дождики иногда, и 17 градусов. В июле стало жарче. Море прогрелось. Особенно к вечеру было приятное (но вечером волны сильнее и водорослей больше).
9GpyjOKtVzY
Сам город небольшой, его вполне можно обойти весь за день. Но горки утомляют, прямо крутых-крутых на нашем пути не было, но тем не менее, они чувствовались.
Самое жуткое – это постоянные поребрики. Так как город не предназначен для такого количества припаркованных машин, то машины паркуются на тротуаре. Ты либо идешь по обочине все время (но все равно надо уходить на тротуар вдоль нескольких больших дорог), либо скачешь туда-сюда с мостовой на тротуар – постоянно). Коляске моей из-за этих бесконечных шаганий пришел конец. Ручка у нее не выдержала очередного «закидывания» и просто треснула. Как я ее там пыталась ремонтировать – отдельная история..
До рынка нам было минут десять идти, до магазина минут семь. До моря — смотря в какую часть пляжа, от семи до тридцати минут
До парка – пять минут.
Это все с детьми на беговелах. Без них я могла бы и быстрее дойти. Хотя, в принципе, я шла за детьми, а они ехали передо мной. Все дороги и перекрестки мы переходили рядом – то есть они оба меня ждали.

2.4 нужные вещи
Беговел (без них мы бы никуда не дошли, а так дети играючи катались на большие расстояния наперегонки). Дима там научился кататься уверенно, приехал он туда только-только севшим на него (сел на беговел он за день до отъезда, до этого все ограничивалось парой шагов). Ну а Костя без беговела свел бы меня с ума.
У нас там как то одномоментно шесть беговелов было — такая компания!)

Мультиварка. Ну, думаю, тут меня все поймут. Когда просыпаешься, а завтрак готов, приходишь с пляжа, а ужин уже ждет, обед томится себе спокойно, ожидая когда проснется ребенок (обедали мы после Диминого сна) — это удобно. Хорошо, что мы ехали на машине.
Коляска. Если ехать с ребенком до 3,5 лет – коляска нужна. Даже если у вас очень выносливый ребенок, все равно, идя с пляжа, он устанет. Или если решите прогуляться далеко, да и вообще – на рынок за арбузом, например. Если бы я была с мужем – обошлась бы без коляски, но без мужа – она меня спасала даже сломанная. Просто потому, что везла вещи на пляж (воду, фрукты, полотенца, игрушки) и везла Диму, скажем, последние тридцать метров до дома.
Ну и если ребенок капризничает, потому что перегрелся, а до дома дойти таки хочется – ну жарко в летний зной нести на себе, да и тяжело.

Нарукавники детям, чтоб плавать – там правда глубоко местами. И с ними как-ко спокойнее было.
Кучка игрушек для песка – в принципе, их можно купить и там, но качество огорчает. То, что мы привезли с собой, оказалось в разы надежнее.
Что-то чем занять ребенка в жару, если он не спит (у нас было лего и краски) – так как я в жару и Димин сон предпочитала тоже отдохнуть, почитать, полежать, сделать гимнастику и прочими делами типа стирки заняться.
Легкую и просторную одежду – лучше, как оказалось, купить там.
А вот удобную тонкую и прочную подстилку на пляж лучше взять с собой. Что-то типа бязевого полотенца шириной 80-90 см и длиной примерно 180 – это идеально. Мне таких надо было минимум два.
Контейнер под фрукты, желательно герметичный, с крышкой, литра на два примерно. Чтобы носить на пляж, я там так и не смогла купить прикольного и удобного..

3. Деньги
По деньгам – все зависит от того, насколько сильно экономить и насколько активно отдыхать.
В целом мы потратили меньше, чем рассчитывали, хотя и ненамного, но я не купила себе кучу платьев, да и вообще подарков мы привезли немного.

Курс на тот момент был примерно 1 лев к 20 рублям. Привязка к евро (как более надежная) — 1 лев=0,5 евро.

Так как мы ехали на машине, то на этом сильно сэкономили. И машина у нас дизельная. На 5000 км (то есть дорогу туда-обратно) муж потратил пять полных баков. То есть 1 пятидесятилитровый бак – на 1000 км… и благодаря этому ему не пришлось заправляться ни в Румынии, ни в Болгарии. А солярка там существенно дороже. На топливо у нас ушло чуть меньше 9 тысяч (для сравнения, у Даши машинка скушала 11 тысяч только на дорогу туда). Обратно, так как мы заезжали в Румынию, и вообще потом ехали через Европу (Венгрию, Словакию и Польшу), на топливо ушло, конечно, больше (чуть меньше 12 тысяч), но это было осознанное дополнительное путешествие, совершенно не обязательное и вообще не относящееся непосредственно к отдыху в Болгарии.
Жилье в июне стоило 20 левов за двухместный номер (а изначально мы планировали, что мне нужен четырёхместный, и закладывали в смету его, но хватило и двушки). В июле – 30 левов за номер (но можно было найти и дешевле, те с кем мы там общались, тоже мамы с детками, снимали в основном за 12 евро в сутки в июле, это чуть дешевле).
По еде – у меня уходило примерно 250 левов в неделю (это если вообще не отказывать себе в сладостях, но покупать только то, что успеваешь съесть, и в ресторане питаться пару раз в неделю.
Еще приятно там купить красивых юбок и платьев. Я купила себе два чудесных платьишка по 16 левов (это 350 рублей по курсу 2013 года).
Носила их два месяца не снимая, только чередуя, чтобы стирать.
Одежда там дешевая.
Еще там чудесные розы и знаменитые продукты из них – кремы, вода и прочее... но это все мимо меня, я взяла чисто на подарки совсем капельку.
В ресторане мы ели на 8-15 левов (это когда без мужа) суп – 2 лева, панированный кашкавал почти 6, пицца – 7-8 левов. Картошка соте или картошка фри – около 3 левов. 100 грамм рыбки цацы (эти о то ли мелкая корюшка, то ли снеток) – 1,5 лева
Сок свежевыжатый — 2 лева за 200 мл (но это не в кафе, а там, где блины, где кафе – он 4 лева почти был).
А дорогие блюда типа овощей на гриле я не брала, ибо не люблю баклажаны и перцы.

Страховки у нас с мужем – от работы стандартные по программе А. Пришлось только слегка расширить мою страховку (до программы В) на небольшую сумму, чтобы в случае какого-нибудь форс-мажора детей вернули домой или оплатили проезд к ним для мужа, например. Детские страховки вышли довольно дорогими (около 1000 на старшего и 2400 на младшего) страховка у нас включала как Шенген (так как виза у нас шенгенская была), так и страны СНГ + Болгарию и Румынию. То есть у нас была полноценная страховка, хотя просто по финской визе теоретически было бы достаточно и просто стран Шенгена.
Ну еще грин-карта на машину (а точнее, две штуки по 15 дней – туда и обратно) — 3000. При движении на машине через некоторые страны необходимо покупать виньетки – оплату за пользование дорогами:
Беларусь и Украина – заранее или на границе ничего оплачивать не нужно. Правда, в Беларуси на трассе М1 (Москва- Минск-Брест) есть несколько пунктов оплаты за проезд по ней, но когда мы ехали, они не работали, и мы проехали бесплатно.
Молдавия – после прохождения таможенного контроля отправляют в отделение банка (соседняя дверь в том же домике) оплатить виньетку и экологический налог. Минимально на семь дней – 300 рублей. Причем рубли берут с удовольствием – разница в курсе лишней не бывает. В результате печатают несколько бумажек на матричном принтере, которые могут проверить на таможне при выезде.
Румыния – ровиньетка на семь дней стоит 3 евро (13 румынских лей), оформляется в отдельной будке рядом с таможней. В результате печатают несколько бумажек. Отдельно оплачивается переправа через Дунай. Паром – 35 лей (если платить в евро, то может получиться существенно дороже, и зависит от предприимчивости аборигенов, при нас платили 15 евро, т.е. около 60 лей) Время переправы — около часа-полутора, включая ожидание на берегу. В конце июля на переправе работало четыре понтона (вместимость: 15 легковых или большая фура + 12 легковых. У большегрузов своя очередь, при наличии автобусов или легковых по понтону запускают только один грузовик). Мост в Чернаводэ дешевле – около 15 лей, но приходится делать крюк, быстро ехать до Константы (по магистрали ограничение 130) и медленно ехать по курортным румынским городам.
Болгария – виньетка на семь дней – 5 евро (10 левов) также оформляется в отдельной будке рядом с таможней или на автозаправке. Выдают наклейку, которую нужно наклеить в углу лобового стекла.
В Венгрии виньетка нужна только для движения по автомагистралям.

Дополнительные расходы на границе, которых мы не понесли:
Место в очереди на белорусско-украинской границе – 500-1000 рублей. Экономит 1-1,5 часа времени. Но проще подготовиться заранее и проехать на 50-100 км побольше на менее загруженный переход. Предложение услуг по «прохождению границы без лишних проблем» было замечено на молдавской стороне, но до финансовой поддержки братского народа дело не дошло и ограничилось пятнадцатиминутной беседой о тонкостях таможенных правил.

Всякие виньетки для проезда через Молдавию, Румынию и Болгарию — это недорого, просто их тоже надо учесть, рублей по 300 они вроде, это типа транспортного налога.
На развлечения мы потратили мало. Ну, может, левов 40 на всякие качельки-карусельки за два месяца.

4. Общее впечатление
В целом – мне очень понравилось. Приятно осознать что я справилась одна с двумя детьми. Причем компания-то хоть и была, но были, скорее, «рядом», чем «вместе». То есть да, с Матвеем и Ефимом Костя играл прекрасно, а вот с Дашей, которая была с нами в июле, ему было найти общий язык значительно труднее, да он и не особо рвался.
Я успела прочитать много книжек, хорошо загореть, даже, я бы сказала, хорошо отдохнула и расслабилась. Хотя да, приходилось стирать ручками, носить продукты и толкать сломанную коляску. И под конец, в последние дни перед приездом мужа, мне было уже очень тяжело, но все равно. Такой отдых имеет право на существование и имеет множество плюсов, особенно если тебе нашли отличное жильё с хорошей и адекватной хозяйкой, так что большое спасибо Даше и Вале.
Если что, я думаю, они с удовольствием поделятся контактами.
Несколько тысяч километров на машине – это не так страшно, как многим кажется, если повезло с детьми, и дети абсолютно уверены в правилах поведения в машине (пристегнуты, вещи кладем а не бросаем, еду не разбрасываем, к воде относимся аккуратно, не шумим и не орем) а муж согласен делать остановки.

Еще хочу дополнить про несколько приключений:

На пути обратно нас остановили гаишники, в Польше уже, и минут 30 проверяли документы, паспорта и визы. Проверили пристегнутость детей, как остановили. Ну и пока проверяли – мы рядом побегали (ибо остановили они в месте для отдыха, то есть помахали палочкой, чтобы мы туда съехали, и там был и туалет, и место, и дети побегали, и я отдохнула, воды всем налила. В конце они, отдавая документы, не отдали сразу мужу права, муж сказал, что это была проверка на внимательность, так как, как только он к ним подошел (сразу, так как трепетно относится к документам), ему сразу отдали без вопросов, права лежали просто на торпеде в полицейской машине.

А в Словакии вечером между очередными ремонтами в лесу муж остановился, чтобы помочь каким-то непонятным людям – просто притормозил, они очень просили... в общем, они просили евро поменять им (а для нас вообще было новостью, что в Словакии таки евро, мы не знали, что там за валюта) и предлагали поменять 1500 форинтов (это венгерские деньги) на 50 евро, а по курсу это на самом деле 5 евро. так что вот – будьте внимательны!

На серпантине после ущелья (а почти вся Румыния прошла у нас по бесконечному серпантину) Костю таки укачало, пришлось останавливаться на травке и переодеваться. Муж хотел в Румынии посмотреть еще красивую дорогу разрекламированную в «Top Gear». Но хорошо, что мы туда не поехали, серпантина и видов нам хватило с лихвой и так. Дополнительные шесть часов красивого серпантина точно вышли бы нам с детьми боком.

В Беларуси мы так и не поняли, где надо платить за их «платную» М1. Пункты оплаты есть, знаки есть… но все едут мимо.
И еще там как-то слишком редко встречаются отели для ночевки. 60 километров примерно между ними.

В самой Болгарии Костя несколько раз ездил на пляж без меня, с Дашей. Они ездили на машинах на красивый местный пляж в нескольких километрах от города. Говорят, вел себя вполне адекватно. Сами с мужем мы потом туда тоже ездили, в том числе и в день отъезда.
Там просторно, мелкий песок и очень мелкое море, и еще впадает речка с камушками, которая вызвала бурю восторгов у Димы.

Из неприятного – у меня и Саши там скопировали карты, с которых мы снимали деньги. Мне повезло, и пин-код воры подобрать не смогли, поэтому я просто заблокировала карту, увидев попытки снятия. Саше повезло меньше.
Так что будьте аккуратнее и прикрывайте клавиатуру при наборе кода рукой, а также проверяйте банкоматы на наличие считывающих устройств и не снимайте деньги два раза подряд!

И еще фотографии с дороги обратно, Румыния:

Евгения Неговорова, ноябрь 2013

JanBi

Ссылки по теме:

"Моя первая книга о путешествии"