Обзор о путешествии в Обзор

Многим очень интересно, как мы с детьми съездили на два месяца летом в Болгарию — отдохнуть на природе за неимением дачи. Собственно, рассказываю всем желающим сразу. Для удобства разбила текст на разделы.

 

Мы съездили с двумя детьми (два года и пять лет) в Болгарию, в город Обзор. Муж отвез нас туда на машине, пробыл с нами неделю и уехал обратно. Через шесть недель он приехал нас забрать, провел с нами неделю, и мы вернулись домой.

Ездили мы не совсем сами по себе, мы присоединились к чудесной компании Даши и Вали с их детками, но пробыли там на месяц дольше, чем они. На второй месяц к нам присоединились Саша с детками, и тоже было весело. 

1. Дорога

Мы ездили на машине, нам так комфортнее по многим параметрам, и нам очень повезло с детьми, которые прекрасно выдержали 2,5 тысячи километров дороги. Также нужно учесть, что мой муж не любит собственно пляжный отдых, а предпочитает путешествие, и автопутешествие в особенности (а уж если оно вообще почти без остановок... да еще по какой-нибудь сельской проселочной дороге... брр!) . Также у нас достаточно удобная машина с дизельным двигателем (Опель Астра универсал 2008 года, для тех, кому интересно).

IMG_9547

IMG_9553

Протяжённость маршрута туда составляла 2500 км.

Санкт-Петербург – Псков – Невель – Витебск – Гомель – пп Новая Гута - Чернигов – Киев – Одесса – Маяки – Болград – пп Табаки – Кагул – пп Оанча – Галац – Браила – Слобозия – паром через Дунай – пп Силистра – Добрич – Варна – Обзор.

Из них 1030 км в первый день (почти 13 часов дороги плюс 2 часа остановки), 770 во второй день (10 часов в дороге плюс 2,5 часа на остановки) и 780 в третий день (12 часов, из них 1 час паром и 1 час суммарно на границах). На обратном пути проехали 3300 км, так как решили сделать крюк и посмотреть Румынию.

Обзор – Варна – Добрич – пп Силистра – паром через Дунай – Влад Тепеш – Бухарест – Плоешти – Синая – Рышнов – Брашов – Георгени – Беказ – Борсек – Регин – Деж – Сату-Маре – Ньиредьхаза – Токай – Шаторальяуйхей – Требишов – Вранов над Топлёу – Свидник – Жешув – Ниско – Красник – Люблин – Волдава – пп Домачево – Брест – Минск – Витебск – Невель – Псков – Санкт-Петербург.

В первые два дня у нас было по 400 км примерно, в третий 700, на четвёртый и пятый почти по 900 км (это примерно, так как я не записывала на пути обратно, как делали это по пути туда).

Муж даже на карте его нарисовал:

Часть 1 СПб - Обзор (Болгария) 06.2013

Часть 2 Обзор (Болгария) - Польша - СПб 07.2013

1.1  еда в дороге

Для меня это была самая большая проблема в дороге, так как питаться печеньками я не могу, овощи-фрукты сильно пачкают машину, если их едят дети, а останавливаться в кафе – это очень долго.

Что брали мы и что думаю взять в следующий раз:

Еще больше салфеток (у меня ушло порядка 300 штук сухих, влажные я теперь вообще не признаю – они противные и липкие, и после них надо мыть руки).

Печенье, хлебцы, сушки – обязательно.

Вода – много (у нас уходило примерно пять литров на меня, мужа и детей в день) Воду нужно брать (детям) в таких бутылках, которые не проливаются... просто спортивная крышка для моих деток не подходит, так как, если ее потрясти, то получается весьма забавный фонтанчик. Мы пользовались бутылочками от воды «Шишкин лес» 0,5 литра (я еще так удачно нашла с разноцветными носиками и картинками тачек). Причем к концу путешествия догадались привязать их на веревочки, так как они постоянно падали и терялись в вещах.

Мы с удовольствием покупали фрукты и овощи по дороге на трассе, меня это спасало, так как ехать три дня, и взятого из дома нам бы не хватило, а купленное на трассе — вкусное и свежее. Клубнику ели вкусную на Украине... огурчики в Беларуси... Насчет «мыть овощи» приведу цитату: «не пей воду из-под крана – она грязная, вымой овощи водой из под крана – станут чистыми». Короче, огурчики мы только от земли вытирали, сухой салфеточкой.

По пути туда в первые два дня мы устраивали себе обед. То есть останавливались в настоящих кафе-ресторанах, тратили порядка полутора часов, но нормально обедали. Завтрак покупали себе в супермаркете – йогурты-булочки. Ужин обычно проходил мимо нас или состоял из фруктов.

На будущее запасусь огурцами-перцами и сырой сладкой кукурузой в дорогу. Готовые продукты по такой жаре в машине быстро портятся, многие едят, но я боюсь.

Клубнику или черешню можно давать детям только сидя рядом с ними и выдавая по ягодке. А вообще дети очень быстро наедаются и начинают баловаться с едой, свинарник в машине после поездки все равно будет.

1.2 Развлечения детям

Дети у меня в машине ездить любят. Возраст, когда Дима отказывался там сидеть (в районе года-полутора), прошел, да и то оказалось, что просто ему писать в кресле было неудобно). Поэтому я спокойно сижу впереди рядом с мужем, а дети сидят сзади. Моя задача – выдавать им (и мужу) еду, искать-наливать воду, выдавать развлекаловки и иногда перемигиваться с ними в зеркало, которое в козырьке от солнца. Также меня довольно быстро утомляют и укачивают разговоры в машине, то есть на их вопросы я отвечаю недолго, а если слушать музыку или сказки, у меня быстро начинает болеть голова от выросшего уровня шума.

Дети у меня в машине много спят и смотрят в окно. Катают машинки и развлекают себя сами. То есть мне их развлекать практически не приходилось. Более того – я практически всю дорогу (кроме пары раз минут по 20-30) сидела впереди, а оба ребенка сзади. Иногда (редко) они рисуют восковыми мелками. Ни фломастеры, ни карандаши в машину я не беру, первые пачкаются, а вторые слишком критичны к заточке, падениям и твердости стола. Рисуют дети в альбомчиках с твердой обложкой. И альбомчиков таких надо минимум два, раз детей двое, набора мелков хватает одного.

Еще из развлечений у нас с собой обычно несколько небольших машинок-самолетиков и, собственно, все. Дети катают машинки (младший по столику своего кресла – у него «Кидди комфорт про»; старший по руке, ремню или рюкзачку, который кладет на коленки), рисуют (немного и недолго) смотрят в окно (много), спят (даже старший минимум часа два, а то и три спал), разговаривают-задают вопросы, переругиваются друг с другом, когда делят машинки или пытаются договориться, едят… ну и немного отдыхают на остановках.

1.3 Ночевки

Ночевали мы в гостиницах или мотелях, как заранее забронированных, так и без бронирования, приезжая по факту. Мы опробовали три разных варианта. Все они имеют плюсы и минусы.

Вариант первый: бронировать утром отель в том городе, где планируется ночевать.

Плюсы – цена (это самый дешевый вариант обычно), наличие интернета.

Минусы – время завтрака и ужина не совпадает с желаемым, надо съехать с трассы и найти эту гостиницу в городе, а утром выехать оттуда. На сайте бронирования пишут о заезде до четырёх или до шести часов, а мы приезжаем существенно позже, – но обычно проблем из-за этого не было. И самый большой минус – последние 100-150 км давались нам с детьми очень трудно. Рассчитать, сколько именно сможешь проехать за день с учетом детей и границ – крайне сложно. Приезжали в гостиницы мы в начале десятого.

Вариант второй – когда наступает час икс (восемь-девять вечера, когда еще светло, но уже устали) – спросить навигатор о ближайшей гостинице в ближайшем городе.

Плюсы – отсутствие привязки ко времени, наличие интернета.

Минусы – цена заранее не известна, искать по навигатору в городе — то еще приключение. Качество этой гостиницы может быть совершено непредсказуемым, номера на нужное количество людей может не быть (хотя мы с двумя детьми и мужем помещались в двойке без особых проблем собственно мы только в двойках кроме одного раза и останавливались).

Вариант третий – мотель на трассе.

Плюсы – точно наличие ужина, нет привязки ко времени, экономия времени существенная, так как не надо плутать по городу и терять много времени на этом.

Минусы – нет интернета, может не быть номера на нужное количество людей (но двойки есть всегда, по-моему), не факт, что достанется завтрак (но с завтраком иногда везет), немного шумно, если окна выходят на трассу (но это далеко не всегда так). Не знаешь, через сколько именно километров будет гостиница, и какая она будет, но то, что она будет в ближайшие 50-60 км – это практически точно, обычно они встречаются существенно чаще. Только Беларусь была исключением.

Для нас я выбрала третий вариант. По цене он весьма приемлем, искать – просто по дорожным знакам (7.9 — «Гостиница или мотель»). То есть минимум времени, максимум комфорта, но да, без интернета, в чистом поле выделенку не делают.

1.4  остановки

Останавливались просто «размять ножки» мы довольно часто, особенно по пути обратно, причем обратно – скорее из-за меня. По пути туда у нас было по две-три остановки в день на 15-30 минут. Мы доставали детям беговелы, горшок, иногда какую-то «пачкающуюся» еду. Двадцати минут детям хватало, чтобы накататься так, чтобы проехать еще часа 3-4. При любой возможности (например, на границе или пароме) дети отстегивались и прыгали рядом с машиной или в машине (стоя в очереди на границе, где движение в час по чайной ложке, но перманентное – они сидели непристегнутые. А так, во время движения – всегда пристегнутые, в своих креслах.IMG_9606

IMG_9600

Очень понравилось, что беговелы были всегда готовы к использованию. Оказалось, что совсем не трудно найти съезд с трассы, пригодный для катания-разминки.

IMG_9566

И понравился горшок, который мы взяли для Димы – «Полетте плюс», складной, с силиконовой вставкой. Ее я просто вынимала, если остановка была на травке или ставила обратно, если останавливались в гостинице.

IMG_9557

Наша самая дальняя точка дороги и привал

IMG_9798

IMG_9781

IMG_9785

Еще на обратном пути мне пригодилась подстилка, та, на которой мы лежали на пляже. Как оказалось, мне было просто необходимо полежать хотя бы пять-десять минут, чтобы ехать дальше. Я доставала подстилочку, подушечку, которая помогала мне удобно сидеть в машине, и расслаблялась. То есть детям – бегать, а мне лежать. Особенно когда мы ехали через Румынию, и было очень жарко (я почти умудрилась свалиться в обморок в машине), а еще на обратном пути у меня болела нога, вроде бы, из-за защемленного нерва, поэтому полежать было необходимостью.

IMG_9973

Евгения Неговорова, ноябрь 2013

JanBi

часть 2 дальше


Ссылки по теме:

"Моя первая книга о путешествии"

"Заметки о лете"