Мой опыт кормления грудью весьма позитивен, и так получилось, что уже довольно давно многие мои знакомые обращаются ко мне за помощью в налаживании грудного вскармливания. Я решила собрать основные моменты в небольшую обзорную статью.

 При чтении этой статьи будет здорово и полезно, если вы будете записывать себе на листочек ответы на приведенные вопросы. Так как статья немного напоминает семинар с читателем, вы скорее всего найдете ответы на свои вопросы в процессе.

Итак, есть ли у вас замечания или желание изменить что-то в том, как организовано ваше общение с малышом у груди? Я специально делаю акцент именно на общении, а не просто кормлении. Так как Грудь – это не только еда. И об этом мы поговорим позже.

Для примера, чтобы вы поняли, о чем я, представлены некоторые возможные замечания:

  • «Он слишком требовательно просит грудь!»

  • «Мой ребенок раздевает меня на людях!»

  • «Он постоянно висит на груди»

  • «Мне нравится, как мы общаемся с малышом, но муж ревнует или мама ругает меня, что я очень мягкотелая и потакаю капризам малыша»

  •  Возможно что-то аналогичное

Начнем мы с вопроса к  вам: "Для чего Мамы кормят детей грудью? Для чего природа дала нам такую волшебную штуку?"

 Могу предложить следующие варианты:

  • Кормление
  • Успокоение
  • Общение
  • Питательные вещества
  • Антитела
  • Контакт
  • Воспоминание о внутриутробном рае
  • Возможность для мамы чувствовать свою кроху и заботится о нем
  • Способ проявлять любовь друг к другу
  • Возможность научится любить
  • Физический и психологический рост малыша
  • Чувство защищенности
  • Воспитание малыша
  • Возможность для обоих учится договариваться.

Это, несомненно, полезные функции. И я думаю, вам понятно, что с возрастом функции меняют свою значимость? Например, для новорожденного функции питания, защиты и воспоминаний о внутриутробном рае могут быть важнее, нежели возможность быть воспитанным и чувствовать границы дозволенного. А для ребенка постарше питание уже не так важно, так как он может съесть уже и что-то с общего стола, но очень важна социальная функция. Например, научиться договариваться.

Природа знает, что  человек  живет в обществе и должен иметь возможность с этим обществом взаимодействовать на взаимовыгодных для всех условиях; уметь находить компромисс, чувствовать границы и рамки; понимать нормы, уважать других людей. Общение у маминой груди - это тренировочная площадка для дальнейшего существования. И здесь очень важно сразу обговорить, что главная в этом общении – все же мама. Мама взрослая и отвечает за то, что происходит на этой тренировочной площадке.

Ребенок рождается с некими генетическими ожиданиями и потребностями: в тепле, в заботе, в еде, в любви...И также у него есть необходимость в том, чтобы его научили правилам общества, в которое он попал. Нормы и правила отличаются от страны к стране, от семьи к семье или от века к веку, и поэтому странно ожидать, что они будут известны ребенку уже в утробе. Задача мамы как первого наставника - научить ребенка, как живут в их веке, стране, семье. Ребенок с удовольствием будет следовать, если мама даст это понять четко и уверенно.

Я тут так много уже всего сказала про воспитание, но с новорожденным же основная функция – это питание? И врачей и мам заботят такие понятия, как «мало молока», «нежирное молоко», «низкие прибавки», «слишком большие прибавки»… 

С рождением ребенка жизнь мамы меняется. Многие по себе, наверное, заметили, что теперь мысли (особенно в первые 2-3 месяца после родов) крутятся вокруг ребенка? Природа как бы сама подсказывает маме, о чем ей сейчас важно думать, так как много требуется сил на обеспечение питанием, на воспитание, любовь, ласку, заботу. 

Для малыша первых дней крайне важно питание и безоговорочное принятие. Также это важно и для запуска полноценной лактации. Все детки разные, поэтому грудь адаптируется к потребности в питании конкретного малыша в первые месяцы. Сразу после родов железистая ткань в груди еще может активно расти, чтобы производить больше молока, если ребенок, например, часто срыгивает и в силу особенностей ему надо больше питания, так как часть «пропадает». То же самое происходит и в случае рождения двойни. Очень важно прикладывание малыша к груди по первому его намеку, по взмаху ресниц. Для ориентира – для достаточной лактации обычно требуется не менее 14-16 прикладываний в сутки. И забирают грудь у малыша только после того, как он ее сам отпустил. Первые 1-2 месяца – это адаптация мамы к новой роли, завершение беременности и плавный переход к материнству. Малыш и мама - еще единое целое. И маме важно откликаться на каждый призыв малыша, для того чтобы укрепить связь с ним, научится понимать. 

Позже, когда ребеночек уже подрастает, он сосет эффективнее, начинает интересоваться миром и правилами в этом мире. И самое время начать их ему рассказывать. Как только малыш начинает интересоваться чем-то, помимо «есть и спать», эту потребность надо удовлетворять тоже.

Вот тут мы приближаемся к очень скользкому моменту. Возраст, в котором ребенок «нуждается в рамках» и «может подождать», мама определяет самостоятельно. Для кого-то это 3-4 месяца, для кого-то 6-7. Мне кажется, что если малыш может отвлечься от груди во время кормления на игрушку, то и подождать при отсутствии сильного голода несколько секунд он уже тоже может.

Отдельно обговорю Боль. Боль – это сигнал организма, что что-то не так. Игнорируя боль, мы вредим всем участникам процесса. Если маме больно во время кормления – то это не надо терпеть ни  с новорожденным, ни с подросшим малышом. Надо искать причину боли и устранять ее.

Рамки. Итак, ребенку уже месяца 3-4: он активно интересуется миром, начинает делать первые попытки самостоятельного его изучения. В этот момент маме важно быть близкой с малышом, это «сложный возраст», но в тоже время очень важно не забывать о себе. В этом возрасте у малыша появляется уже довольно продолжительные периоды бодрствования, когда ребенок может наблюдать за мамой лежа в шезлонге или в слинге, без груди, минимально участвуя в маминых делах. Малыш пока не понимает многого, в том числе не ориентируется во времени. Ждать он еще не умеет, ему незнакомо это понятие, и «не сейчас» – означает - «никогда». Ожидание такого кроху сильно расстраивает. 

Но маме важно уже в этом возрасте общаться с ребенком и другими способами, нежели грудь, с помощью игр, песенок, щекоток в период бодрствования. Некоторые мамы уже вводят ритуал засыпания на ночной сон, помимо груди. Купание, чтение, колыбельные – это наиболее известные ритуалы, которые дополняют кормление в этом возрасте. Обращаю внимание, что ВМЕСТЕ с грудью, а не вместо.

Ближе к полугоду ребенок уже активно проявляет свою волю, и его даже обычно понимает уже не только мама. Хотя он все еще очень много времени проводит на руках. Но в случае необходимости мама может оставить кроху с другими членами семьи (знакомыми малышу) на 2-3 часа, не оставляя малышу сцеженное молоко или заменителя маминой груди.

Месяцев в 8-9 начинается новый период в жизни малыша. 9ть месяцев он был внутри, потом 9ть месяцев на руках, а потом 9ть месяцев даны ему на то, чтобы с рук слезть. 

Начиная с 8-9ти месяцев мама может уходить уже и на довольно большие интервалы, может пробовать предложить вместо груди сначала что то другое. Например, если малыш упал – то погладить коленку, если испугался - то обнять, если хочет есть - то дать еду с общего стола. Но если малыш настаивает, что нужна именно грудь – лучше согласится сразу. Настаивать и отвлекать пока не время.

В этом возрасте малыш уже может остаться без мамы и на 6, и на 7 часов. А иногда даже 8.  Но это при условии полноценного наличия мамы в остальную часть суток. 

Мама может просить малыша подождать, ведь к этому возрасту чаще всего малыш уже понимает, что значит «минутка» или «подожди капельку». Хотя требовательность и неумение ждать остается у многих малышей. Но важно учить. Малыш уже достаточно большой, он может сам уйти от мамы к понравившейся игрушке или уползти. Также и мама имеет право доделать свое дело прежде, чем давать малышу грудь. И важно чувствовать тонкую грань, где вы ставите границы и рамки во благо ребенка, а где делаете во вред. И эта грань – у всех разная. Важно верить себе и доверять. Чаще даже не надо об этом сильно думать, надо делать так, как чувствуется. Вот кажется вашей левой пятке, что сейчас надо сразу подойти к малышу, и есть у вас внутренняя уверенность – значит идете сразу. А в другой момент у вас есть желание сначала доделать дело (скажем 2-4-5 минут) - и вы доделаете..

Малыши просят грудь по-разному, и не думаю, что мама сможет доделывать спокойно дело, с уверенностью внутри, если малыш рядом стоит и плачет. Но вполне можно отвлечься на секунду, вовлечь малыша в дело, доделать его вместе и потом вместе же идти наслаждаться другим видом общения, удовлетворяя потребность малыша в груди.

Так со временем потребность в груди уменьшается, постепенно заменяясь другими способами взаимодействия. И очень важно не упустить момент, когда уже можно и нужно заменять. Отвлечь, погладить, заинтересовать, спеть песенку. Материнство - это не только грудь 

Подготовка к завершению

В каком возрасте ребенка завершать кормление – каждая мама решает самостоятельно. Рекомендации ВОЗ, на которые ориентируются консультанты по Естественному Вскармливанию – «2 года или более». 

Подготовка к завершению кормления начинается в тот самый первый раз, когда вы заменили какой либо аспект грудного вскармливания на более «взрослый»:

  • Прикорм – замена питательной функции

  • Песенка перед сом – замена успокоительной

  • Погладить коленку – замена обезболивающему эффекту

  • Обнять – замена чувству безопасности и принятия

  • Высаживание – замена слабительной (расслабляющей) функции

  • и т.д.

Маме новорожденного малыша – просто, любое движение ребенка – и значит надо предложить грудь. Маме ребенка постарше - сложнее. Приходится различать, что конкретно нужно малышу в данный момент.

Скорость завершения кормления и активность подготовки к нему – на совести каждой мамы. Каждая пара мама-малыш уникальна и только мама может точно знать, когда уже пора готовить малыша к завершению.

Грудное вскармливание включает в себя много аспектов. Если выделять самые важные, то их можно назвать 3: питание, успокоение, сон. И вот насколько активно мама движется к замене функций груди по этим 3м аспектам – настолько быстро, можно сказать, идет подготовка к завершению.

  • Еда начинает постепенно дополнять, а затем и замещать грудь, начиная с 6-8 месяцев – момента ввода прикорма.

  • Успокоения не на груди (поглаживание, песенка, «обнимашки») постепенно дополняют, а затем и замещают кормление грудью в зависимости от маминых предпочтений. В возрасте 8-9ти месяцев многие детки уже иногда могут успокоиться без груди.

  • Сон, засыпание и просыпание сначала дополняется ритуалами, которые потом заменяют грудь полностью, так же в зависимости от маминых предпочтений. Если мы говорим об естественном вскармливании, то обычно это последний этап, и начинается он после года.

Как долго будет длиться ваше грудное вскармливание, зависит от ваших личных желаний. Мамы разные и малыши разные. Кто-то свернет кормление раньше, кто-то - позже. Важно, чтобы этот процесс был комфортен обоим участникам. Комфортное кормление 4х летки, где учитываются потребности как мамы, так и ребенка - не миф, так действительно бывает.

Как видно кормление грудью имеет общие для всех аспекты, но в тоже время вариабельность ситуаций бесконечна. Ищите свой путь, и пусть ваше взаимодействие с малышом у груди будет приносить вам обоим радость, спокойствие и счастье!

  

автор: Евгения Неговорова


Ссылки по теме:

"Ищем время на отдых маме"

"Волшебный час для мужа"

"Ароматерапия. Начинаем с азов"