О рекламе…

Недавно, когда ездила по городу по делам и без детей, я увидела плакат.

Так совпало, что я сейчас плотно изучаю рекламу, ее эффективность и влияние. И да, мне кажется существенной тема социальной рекламы, эффект которой особенно важно оценивать. Иногда он бывает отрицательным, как это ни странно...

 

Основная задача рекламы - продавать. Не развлекать (для этого есть цирк, театр и прочие мероприятия), не обучать (для этого есть научные передачи и книги), а именно продавать, рассказывая о преимуществах идеи, товара или услуги... И в социальной рекламе законы те же.

В качестве примера проблемной, как мне кажется, рекламы приведу конкретный плакат, который послужил поводом, но аналогичных проблем с рекламой - легион. 

"Хватит обсуждать коррупцию. Сообщи!"

(фото не мое, источник по клику на картинку)

Да, действительно, в обществе то, о чем не говорят, того нет. Это известно многим специалистам. Речь не только об открытых разговорах, а о разговорах в принципе. Так тема может быть табуированной, например на телевидении (скажем, матерные слова), но люди при этом все равно их говорят, таким образом мат продолжает процветать в обществе.

Если что-то становится менее популярным, то оно действительно становится менее распространенным. Если же надо повысить популярность чего бы то ни было, то надо об этом для начала заговорить. И да, первая часть призыва («Хватит обсуждать коррупцию!») в рекламе действительно работает. Если мы не обсуждаем коррупцию, не говорим о ней, не замечаем ее и решаем вопросы ИНЫМИ методами (то есть игнорируем эту возможность и на деле тоже) - то коррупция станет непопулярной и местами просто ненужной.

Если же реклама предлагает сообщать о ней, то это уже не является посылом к полному игнорированию коррупции не только на словах, но и на деле. Получается, что работающий посыл может остаться не замечен теми, кто его читает. Фраза "Хватит осуждать коррупцию. Решай вопросы законными способами!" была бы гораздо более эффективной, на мой взгляд. 

В оригинальной версии рекламы, кстати, нет ни одной личной выгоды для ее потребителя. «Сообщи!» - и что? Что хорошего случится при этом лично у потребителя? В данном случае потребители – это граждане и чиновники, которые должны как раз видеть выгоду для себя, следуя рекламе. Вот чистый воздух в городе от уменьшения количества машин, соблюдение законов, справедливость – это уже те самые личные выгоды. 

Социальная реклама - один из самых спорных видов рекламы. С одной стороны, она действительно способна изменять менталитет общества, сдвигать парадигму и прочее. С другой, часто она причиняет много боли, вызывает сопротивление и непонимание. И часто делается безграмотно. Вместо выгод и пользы в ней эксплуатируется чувство стыда и вины. Не самый эффективный путь, к сожалению... Про вину, стыд и их негативные последствия можно прочитать в книжке Брене Браун «Все из-за меня (но это не так)». Кнопки включения стыда (что цепляет именно вас) у всех разные, но все они не продуктивны и в долгосрочной перспективе к хорошему не приводят.

Реклама во многом скомпрометирована в нашем обществе, тогда как на самом деле без нее страдают и продавцы, и покупатели. Но грамотная реклама - задача рекламодателей, а не потребителей. Им остается лишь учиться ее игнорировать и мучиться от нехватки информации о действительно необходимых продуктах.

Вот такая грустная тема. Для меня грустная. Для вас, возможно, все иначе.

 

Можно поделиться в комментариях наболевшим касательно рекламы.

И продуктивной вам недели.

Женя.